ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного образования

Главная » Положения » ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного образования

·                 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

·                 дети с задержкой психического развития,

·                 дети с нарушениями интеллектуального развития,

·                 дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

·                 дети с аутизмом,

·                 дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

1.5. В Положении используются следующие понятия:

·                 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

·                 адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

·                 доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование;

·                 «ресурсная группа» - специально отведенное место в образовательном учреждении (логопедический кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими работниками;

·                 «тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ. Оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Организует взаимодействие воспитанников с воспитателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;

·                 «ассистент» (помощник) – лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания, организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

1.6. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется

- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения, реализующей образовательную программу дошкольного образования (образовательная инклюзия);

- через предоставление услуг дошкольного образования (консультативные пункты)

1.7. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели:

- полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствии с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;

- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

1.8. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют администрация МБДОУ, методическая служба МБДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ.

1.8.1. Администрация МБДОУ:

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности;

- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;

- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ.

1.8.2. Методическая служба МБДОУ:

- организует работу воспитателей, тьютеров, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;

- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;

- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

1.8.3. Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ:

- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 2 до 8 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей;

- готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации.

 

2. Организация инклюзивного образования

2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:

·            заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;

·            справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус «ребенок-инвалид»;

·            заявления родителей (законных представителей)

2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основании:

·            положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном учреждении;

·            образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

·            заключения ПМПК;

·            адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

·            письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе;

·            плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);

·            проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.

2.4. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель заведующей по УВР дошкольного учреждения.

2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:

Предварительный этап:

·            предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;

·            определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающийся с ОВЗ;

·            определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ

·            заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.

Диагностический:

·            изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

Разработка адаптированной образовательной программы:

·            проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов;

2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.

2.8.Отношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

2.9.При поступлении в МБДОУ ребёнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей направленности МБДОУ (определяется дозирование времени пребывания ребёнка с ОВЗ в МБДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребёнком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребёнка с ОВЗ увеличивается.

2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной общеобразовательной программой МБДОУ и индивидуальной адаптированной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, составляемой с учётом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребёнка.

2.11.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребёнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребёнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким.

2.12. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной программой ребёнка с ОВЗ.

2.13.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребёнка социальных и практически-ориентированных навыков.

2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы.

2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля.

2.17. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями ребёнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.

2.18. В процессе работы с ребёнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов).

2.19. МБДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ.

2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.

2.21. МБДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребёнка с ОВЗ.

2.22. МБДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребёнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой МБДОУ.

2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

2.24. При организации инклюзивного образовании МБДОУ должно взаимодействовать с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнёрами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений.

 

3. Финансовое обеспечение

3.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

3.2. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой МБДОУ, производятся за счёт средств общественных, благотворительных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

3.3. Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

 

4. Участники образовательного процесса

4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники.

4.2. Родители (законные представители) имеют право:

·                 защищать законные права ребенка;

·                 обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБДОУ.

4.3. Воспитанник имеет право:

·                 на уважение человеческого достоинства;

·                 на моральное поощрение за успехи

4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом «Об образовании в РФ».

 

V. Порядок управления

Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения, осуществляет систематический контроль эффективности работы.

 

 

19.09.2019