1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедической группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 7 «Ивушка» г. Минеральные Воды (далее Положение) разработано в соответствии:
- с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки №1014 от 30.08.2013г о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 11),
- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.97г.;
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98 №20-58-07 ин.20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 7 «Ивушка».
1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида при наличии условий для функционирования.
1.4. Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательном учреждении.
1.5. Основные задачи логопедической группы:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
- своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
- активизация познавательной деятельности детей;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
II. Организация работы логопедической группы
2.1. Логопедическая группа в дошкольном образовательном учреждении функционирует для детей в возрасте 6-7 лет.
2.2. Направление (перевод) детей в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.5. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-6–летнего возраста с дислалией, дизартрией, срок обучения один год.
2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети:
1.Речевые нарушения которых, могут быть исправлены на логопедическом пункте МБДОУ.
2.Дети имеющие выраженные отклонения в развитии:
- разные степени умственной отсталости;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
2.8. Предельная наполняемость логопедической группы дошкольного образовательного учреждения:
- для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек;
2.9. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения, учитель-логопед заполняет речевую карту, отмечает результаты коррекционно-развивающей работы.
2.10. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.11. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной М.: Просвещение»,2008.
2.12. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий с учетом режима работы дошкольного образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.13. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.14. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.15. Подгрупповые занятия проводятся:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;
2.16. Продолжительность группового логопедического занятия 25-30 минут.
2.17. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 10-15 минут с каждым ребенком.
Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.
2.19. Темы групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость детей фиксируются в журнале (тетради) учета посещаемости логопедических занятий, в котором на каждого ребенка или группу отводится соответствующее количество страниц.
2.20. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией муниципального района после окончания срока коррекционно-развивающего обучения.
2.21. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.)
2.22. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут учитель-логопед, воспитатель и родители (законные представители).
III. Права и обязанности
3.1. Учителем-логопедом назначается лицо, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование группы, качество коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
3.4. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы.
3.5.Учитель-логопед:
- обследует речь детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения,
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую коррекционно-развивающую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии с целью комплектования логопедической группы;
- на основании результатов обследования и установленных диагнозов детей планирует коррекционную работу, составляет свою рабочую программу;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую коррекционно-развивающую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы логопедической группы дошкольного образовательного учреждения;
- информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, результатах коррекционно-развивающей работы логопедической группы;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, отражающий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;
- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
3.6. На учителя-логопеда логопедической группы дошкольного образовательного учреждения распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов для работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультационной работы).
IV. Руководство работой логопедической группы
4.2. Непосредственное руководство работой учителей-логопедов осуществляется администрацией МБДОУ №7 «Ивушка».
4.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь осуществляет заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.
4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов.
V. Материально-техническая и финансовая поддержка
5.1. Логопедическая группа размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения, отвечающем санитарно-гигиеническим и другим нормам.
5.2. Логопедическая группа, организованная в дошкольном образовательном учреждении, учитывается при комплектовании штатов учреждения как специальная (коррекционная) группа.
5.3. Для индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет или специально оборудованный логопедический уголок в групповой комнате.
5.4. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
5.5. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
5.6. Оплата труда учителей-логопедов осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда МБДОУ №7 «Ивушка».
5.7. Учителю-логопеду дошкольного образовательного учреждения повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Воспитателям, работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи;
· педагогам, работающим с детьми данной группы не полный рабочий день (инструктору ФЗК, музыкальному руководителю, воспитателю по изобразительной деятельности, воспитателю по математике) повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15 % за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
· Руководителям учреждения, при наличии коррекционных групп, осуществляется доплата в размере 15% должностного оклада.