КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №7 «Ивушка» г. Минеральные Воды разработана на основании следующих нормативных документов:
Адаптированная образовательная программа МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7 «Ивушка» обеспечивает языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей пяти - семи лет с ограниченными возможностями здоровья, что формирует готовность детей к обучению в школе.
Данная программа учитывает возрастные особенности и возможности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Исходя из заключения городской ПМПК, дети получают необходимую коррекцию речевого развития в старшей и подготовительной логопедических группах.
Основными участниками реализации адаптированной программы являются: дети дошкольного возраста, по заключению ПМПК, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория |
Направленность групп |
Количество групп |
Количество детей |
От 5 до 6 лет |
компенсирующая |
1 |
12 |
От 6 до 7 лет |
компенсирующая |
1 |
12 |
Итого 2 группы |
24 детей |
АОО программа рассчитана на реализацию следующим кадровым составом:
4 воспитателя группы, 2 учителя – логопеда, 1 педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор ФЗК и 1 воспитатель по изобразительной деятельности.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии со следующими программами:
- Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищевой. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
- Основной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией Р.Н. Бунеева. М.: Баласс. 2017г.
- Обучение математике в ДОУ. – А.В. Белошистая.- М.: Айрис-пресс 2005г.
-Программой художественно-эстетического направления. «Приобщение детей к истокам культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. СПб: «Детство-Пресс»2002г.;
- Программой эмоционально-волевого развития старших дошкольников «Волшебная страна внутри нас», «Тренинг по сказкотерапии» под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, СПб. «Речь», 2006 г;
- Художественно-эстетической программой по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов «Природа и художник» Т.А. Копцева - М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
Цели и задачидеятельности учреждения по реализации адаптированной образовательной программы определяются на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей и социума.
Основной целью представленной программы является создание оптимальных средств и условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-развивающим процессом в МБДОУ. Данная программа позволяет синхронизировать процессы обучения и коррекции, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребёнку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
1. Разработка содержания, обеспечивающего:
2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
4. Создание предметно-образовательной среды, как необходимого условия для решения этих задач.
5. Повышение профессионального мастерства педагогов.
6. Обеспечение эффективного сотрудничества с родителями по реализации адаптированной образовательной программы учреждения.
Как результат своей деятельности педагоги рассматривают достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
При организации образовательного процесса в программе учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Занятия для дошкольников по данной программе строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, специально адаптированной к возрасту и возможностям детей. Детям не только сообщается новые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Для закрепления и повторения полученных знаний программа предусматривает совместную работу педагогов и родителей с детьми в индивидуальных тетрадях-пособиях по курсам и разделам. Программа предполагает использование следующих современных развивающих технологий в сочетании с вышеобозначенной основной технологией: здоровьесберегающие, проективные, развития творческого мышления, ТРИЗ, логоритмика, сказкотерапия, Арт-терапия.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи, вариативные формы коррекции отклонений речевого развития.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Занятия познавательно-речевого, художественно-эстетического цикла, физкультурные, в целях обеспечения качественного усвоения содержания программы, проводятся с детьми по подгруппам логопедом, воспитателями, освобожденными специалистами: педагогом по изодеятельности, инструктором по физкультуре.
С детьми-инвалидами проводится работа специалистами МБДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ФЗК, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗОдеятельности) по индивидуальным коррекционным маршрутам