Рекомендации по использованию компьютерных игр.
Сегодня компьютерные игры всё более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять вред. Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как воспитателям использующих их на занятиях, так и родителям собирающимся приобрести компьютер своему ребёнку. Множество авторов дают разного рода рекомендации. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам:
Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, родителям прежде всего необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Надо рекомендовать ребёнку такие игры, которые не будут его перегружать.
Присмотритесь к ребёнку. Если он перевозбуждён, значит надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить её тип.
Если Вы замечаете, что ребёнок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребёнку, в чём суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придётся больше думать и меньше действовать.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам:
-продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- не рекомендуется прерывать игру ребёнка до завершения эпизода – человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребёнка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребёнка, в отличии от таких жанров, как 3D-Actionили аркады. К тому же совместная игра создаёт доверительные отношения в плане решения проблем ребёнка, связанных с компьютером.
У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жесткости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учёбой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.
Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать, выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности.
Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть, в игры в ущерб другим занятиям.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним, что является главной задачей дошкольного возраста в этом направлении.
При всей полезности не стоит насаждать вычислительную технику насильно. Во всём важно чувство меры.