Рекомендации по использованию компьютерных игр

Главная » Консультативный пункт » Рекомендации по использованию компьютерных игр

Рекомендации по использованию компьютерных игр.

Сегодня компьютерные игры всё более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять вред. Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как воспитателям использующих их на занятиях, так и родителям собирающимся приобрести компьютер своему ребёнку. Множество авторов дают разного рода рекомендации. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам:

  • Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него.
  • Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры для детей, а должны входить в их структуру и взаимодополнять их.
  • Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующий возрастным возможностям детей.
  • Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  • Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка задачи.
  • Замечено, что дети лучше справляются с заданиями, если работают парами.
  • Игры на компьютере доступны детям уже с 5-ти лет.
  • Не забывайте радоваться успехам ребёнка.
  • Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребёнку задание покажется слишком лёгким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные задания вызовут тот же эффект.
  • По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Что в свою очередь будет способствовать более успешному овладению компьютером.
  • Все занятия должны проходить под строгим контролем взрослого.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, родителям прежде всего необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Надо рекомендовать ребёнку такие игры, которые не будут его перегружать.

Присмотритесь к ребёнку. Если он перевозбуждён, значит надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить её тип.

Если Вы замечаете, что ребёнок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребёнку, в чём суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придётся больше думать и меньше действовать.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам:

-продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом  ребёнка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

- не рекомендуется прерывать игру ребёнка до завершения эпизода – человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребёнка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребёнка, в отличии от таких жанров, как 3D-Actionили аркады. К тому же совместная игра создаёт доверительные отношения в плане решения проблем ребёнка, связанных с компьютером.

У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жесткости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учёбой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать, выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности.

Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть, в игры в ущерб другим занятиям.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним, что является главной задачей дошкольного возраста в этом направлении.

При всей полезности не стоит насаждать вычислительную технику насильно. Во всём важно чувство меры.