Программа дополнительного образования

Главная » Страницы педагогов » Химочкина Лариса Павловна » Программа дополнительного образования

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

пояснительная записка.


Данная программа направлена на развитие у детей оптико-пространственной ориентации, графомоторных способностей, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.

Отбор развивающих задач осуществляется педагогом исходя из современных требований к обучению дошкольников: придания обучению развивающего характера, обеспечения максимальной активности детей в процессе познания, интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога;
Конструирования педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста оптико-пространственных представлений, зрительно-моторной координации в совместной деятельности подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка.
Это, в свою очередь, обеспечивает активизацию мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоятельной и осознанной учебной деятельности.

Цель:Повысить уровень интеллектуальной готовности детей к школе через организацию углубленной работы по формированию пространственной ориентации, графомоторных способностей, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.
Задачи:
 Развивать способность узнавать предметы, сравнивать изображения реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.
 Развивать зрительный анализ и синтез (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений).
 Формировать графическую символику (задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
 Формировать коммуникативные навыки.
 Формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.
 Развивать звуковую сторону речи, формировать грамматический строй, связную речь.

Для достижения поставленной цели используются следующие средства и методы:

• Организация воспитательно-развивающей среды на основе структуры и системы дидактических принципов «Школа 2100...», «Детский сад 2100..»

• Подведение детей к использованию алгоритмов как средств решения познавательных задач.
• Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, конкретные ситуации и т.д.).
• Применение проектной технологии (планирование деятельности по решению практических задач, реализация проектов).
• Использование элементарного экспериментирования для развития мышления (анализ конкретных ситуаций, умение делать и формулировать простейшие выводы и т.д.).

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения.

В результате проведенной работы воспитанники научатся:
 осознавать схему собственного тела и называть его части;
 определять и обозначать направления в пространстве, включая работу налисте бумаги, в тетрадях;
 ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов;
 определять последовательность графических знаков;

У воспитанников расширяется и активизируется словарный запас;
 стимулируется интеллектуальная активность;
 активизируется речевая и познавательная деятельность;
 вырабатывается умение анализировать и сравнивать предметы и явления,строить логические доказательства; внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление.
 Он научится правильно осуществлять графи¬ческую деятельность, самостоятельно исправлять допу¬щенные графические ошибки.
 Развивается способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.
 При выполнении заданий, с помощью которых навык зрительного слежения подкреп¬ляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, у детей сформируются графомоторные способности, зрительно-моторная координация.
В процессе систематической работы навыки, сформированные у детей при выполнении заданий, закрепляются и автоматизируются.
Скачать.docx

 

Используемая литература:

  1. Гимнастика для пальчиков». Косинова Е.М.– М.: БиблиотекаИльи Резника, ОЛМА–ПРЕСС, 2002.
  2. «Графические диктанты» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2006 г.
  3. Доронова Т.Н. Якобсон. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. 
  4. Журналы «Дошкольное воспитание» № 12, 2000 г., №2, 2000 г., №4, 2000 г., №1. 2001 г.
  5. «Задачки в клеточках» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2004 г
  6. «Игры для организации пианистических движений» И. Сафарова. Екатеринбург 1994 г.
  7. «Игралочка» Л. Г. Петерсон. Москва 2011г.
  8. «Игра – забавы в картинках» Бурдина С. В. .Киров, 2007 г.
  9. «Играем пальчиками и развиваем речь». Цвынтарный В.В.– С–П, 2002.   
  10. «Медведь и ягодка» Т.Боровик. Минск 1996 г.
  11.  «Подготовка дошкольников к обучению письму» С. О. Филиппова.
  12. «Пальчиковая гимнастика». Узорова О.В., Нефедова Е.А.. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  13. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2х частях». О. Б. Иншакова. Издательство Владос, 2003 г.
  14. «Радостьпознания» Н. Потапова.
  15.  «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму». Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н.. – М. Издательство «Гном и Д», 2003.
  16.  «Развиваем сенсорику и мелкую моторику». Кигпичникова Н.. – Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2001.  
  17. «Развивающие игры для дошкольников и младших школьников». Гаврина С.Е., Кутявина Н.И., Топоркова И.Г.. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  18. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ковалев В.И– М.,1998.
  19. «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю. Рузина М.С.. –   СПб., 1997.
  20. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 3+.  О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
  21. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 4+.  О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
  22. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 5+.  О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
  23. «Тренируем пальчики, развиваем речь!»  - 6+.  О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.
  24. «Умные пальчики» Е. Синицына. Издательство «Лист» Москва 1999 г.
  25. «Учимся писать» Н. В. Новоторцева
  26. «Штриховка» часть 1, 2 В. Саченко., Москва, 2008 г.
  27. «365 моделей оригами» Сержантова Т.