Версия для слабовидящих:

Опыт работы педагога

Главная » Страницы педагогов » Дёмочко Юлия Сергеевна » Опыт работы педагога

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники 

"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Прекрасная мысль теряет всю свою ценность,

если она дурно выражена.

Французский писатель и политик Вольтер.

            Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Одной из причин нарушения речи чаще всего является синдром дефицита внимания, которым по разным оценкам, страдают от 15 до 20 процентов современных детей. Наряду с известными проблемами соматического здоровья дошкольников, главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.  Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В результате, на сегодняшний день- образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.  

   Дети моей группы -  не исключение. Начиная работать с ними, я поняла, что уровень развития их речи требует не только большого внимания, но и особого педагогического воздействия.

            Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Важно было правильно подобрать технологии, способствующие, совершенствованию речи дошкольников,  учесть факторы, эффективно влияющие на процесс её развития.

            Один из таких факторов, по мнению отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора я выделила  создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

   Следующим фактором я определила использование сенсорных эталонов, различных символов и знаков  (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы), как  основные образные  средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте. Символ, как и понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное.

   Взяв за основу эти положения и факторы,  я решила воспользоваться готовыми схемами педагогов Т. В. Большевой, Л. Е. Белоусовой, Т. Б. Полянской, и практически сразу увидела их эффективность. В процессе использования, изменяла и совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, своё, учитывая проблему уровня развития речи именно тех детей, с которыми я работала.  Проведя педагогическую диагностику и окончательно выявив уровень развития связной речи воспитанников,  определила цель: совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приёмы мнемотехники.  Эти приёмы призваны были решить следующие задачи: обогатить словарь детей, учить строить высказывания разных типов: учить пересказывать художественные произведения, развивать образную память детей, ее различные виды, развивать у детей психические процессы, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

            Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Разработала перспективный план по развитию связной речи, в который включила игры, упражнения, способствующие постепенному переходу к использованию методов и приёмов мнемотехники. Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В содержании мнемотаблицы -главное передать условно-наглядную схему, изобразить предмет, явление так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- его последовательность,

- лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы, схемы являются неотъемлемой частью дидактического материала в работе по развитию связной речи детей. Они  используются для :

    обогащения словарного запаса («Петрушка, угадай мою игрушку», "Скажи по-другому", «Кто? Что?»)

·         при обучении составлению рассказов («Потерялись слова», «Кто больше увидит?», "Расскажи по картинке")

·         при пересказах художественной литературы ("Волшебная цепочка")

·         при отгадывании и загадывании загадок ("Кто это?", "Да - нет")

·         при заучивании стихов ("Ты мне, я тебе", "Эхо")

            Опираясь на опыт педагогов Васильевой Е. Е., Зиганова М., Козаренко В., Т. Б. Полянской, Широких Т. Д., Белоусовой Л. Е., Большовой Т. В., Омельченко Л. В., Ткаченко Т. А., я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде и др.  Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. В этом случае, работа с интерактивной доской позволила повысить у детей интерес к занятиям, устойчивость внимания.  В совместной деятельности с успехом проходили интерактивные игры "Птичья столовая". "Подбери маму и детёныша". В интерактивной игре "Скажи ласково ", дети упражнялись в словообразовании, составляли описательные рассказы по лексическим темам. Для детей среднего дошкольного возраста я использовала  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже усложняла, или заменяла образы  другой заставкой-символом: изображала персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строила в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап:После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

    В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов        к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Интеграция – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования, которое  наиболее благоприятно для развития  детей дошкольного возраста.       

       Мне было интересно интегрировать разные образовательные области, в которых также использовались приёмы мнемотехники.

   В связи с этим, пришла к необходимости  взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем по изобразительной деятельности, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом- психологом.

Интеграция всех видов деятельности шаг за шагом способствовала преодолению сложностей в  процессе формирования правильной, связной речи  дошкольников.              

   Продолжая работать над  повышением уровня речевой активности детей поняла, что без   организации неформального сотрудничества  с родителями мне не обойтись. Но  я столкнулась с тем,  что родители моих воспитанников недооценивали значимость систематической работы с детьми по повышению их речевой активности. Для них было важно умение детей читать и считать. А я предлагала родителям поиграть с детьми по разработанным мною схемам, подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, учить составлять рассказы, разучивать стихотворения. Неотъемлемой частью моей работы стало проведение  организованной образовательной деятельности детей вместе с родителями. Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки. Работа с мнемотаблицами вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей. В ходе проведения совместной деятельности, родители не только обучались приёмам развития речи детей, но и устанавливались особые доверительные отношения, которые помогали преодолевать трудности в развитии речи детей.

        Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приёмов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, применение информационно-коммуникационных технологий, интеграция образовательных областей,  сотрудничество с родителями воспитанников дали свои результаты: в настоящее время уровень развития связной речи  большинства детей соответствует речевой норме. По данным диагностики психолога у ребят повысился уровень внимания, памяти,  логического и образного мышления. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы, появился   интерес к заучиванию стихов.Кроме того, они, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

     Итак, работа по совершенствованию связной речи детей,  оказалась  одновременно  и увлекательным,  и трудоемким процессом. Она потребовала большой и кропотливой подготовки. Вместе с тем пришла к выводу о том, что системное применение мнемотехники оказалось достаточно эффективным в решении задач по развитию связной речи воспитанников. Я уверена в том, что они будут успешны в процессе обучения в школе, а достаточный и высокий уровень речевого развития будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту.