ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных общеразвивающих программах

Главная » Положения » ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных общеразвивающих программах

1.9. Основные понятия, используемые в Положении:

1.9.1. Программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, содержания программы, а также оценочных и методических материалов.

1.9.2. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебного материала, иных видов учебной деятельности.

1.9.3. Направленность образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников и требования к результатам освоения  Программы.

1.10.Содержание образования по дополнительному образованию детей определяется дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми МБДОУ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

1.11. Дополнительная общеразвивающая программа — документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;

II. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ.

2.1. Цель Программы — обеспечение  обучения, воспитания, развития детей.

В связи с этим  содержание  дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:

  • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям.
  • соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
  • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения  (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого ребенка);

быть направлено на решение следующих задач:

  • формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры воспитанников;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 III.    Структура дополнительной общеразвивающей программы.

3.1. Структура Программы выглядит следующим образом:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка;
  • Учебный план;
  • Содержание изучаемого курса;
  • Методическое обеспечение программы;
  • Список литературы.

3.2. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • полное наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена Программа;
  • название Программы;
  • возраст    детей;
  • срок реализации Программы;
  • ФИО, должность   автора(ов) Программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа;
  • год разработки Программы.

3.3. В   пояснительной   записке   к   Программе следует раскрыть:

  • направленность Программы (туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая и др.);
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи Программы;

Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).

Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.).

  • календарный учебный график
  • отличительные особенности данной Программы от уже существующих;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной Программы, количество воспитанников в кружке, студии, их возрастные категории, а также продолжительность занятий, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом МБДОУ.
  • сроки   реализации   Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы     подведения     итогов    реализации    дополнительной образовательной    программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
  • возрастные характеристики, формы занятий (аудиторные и внеаудиторные), год обучения, психолого-педагогические особенности, количество занятий и учебных часов в неделю, количество учебных часов за год.

3.4. Учебный план   Программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.

Количество занятий в год:

- аудиторных на период с сентября по май при нагрузке 1 час в неделю –36 часов, 2 часа в неделю – 72 часа;

3.5.Содержание   Программы,   возможно,   отразить   через  краткое  описание  тем  (теоретических  и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.

 Методическое обеспечение Программы - (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций  по проведению практических работ,  дидактический    и    игровой    материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника

Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.

3.6. Планируемые результаты — требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение — с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.

Результатом обучения воспитанников по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа кружков, студий, улучшение показателей адаптации в обществе, участие студий, кружков и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.

Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: итоговое занятие, итоговый концерт, наблюдение за деятельностью детей, собеседование, олимпиада, конкурс, соревнование.

3.8. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, место издания, издательство, год издания.

3.9. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д.

IV.  Контроль

4.1.  Ответственность за полноту и качество разработки Программы возлагается на ответственных специалистов.

4.2.   Ответственность за полнотой реализации Программ возлагается на заведующего, заместителя заведующего по УВР.

V. Хранение программ

5.1. Программы хранятся в методическом кабинете МБДОУ, а так же у педагогов, реализующих программу.

5.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.

25.04.2024