1.9. Основные понятия, используемые в Положении:
1.9.1. Программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, содержания программы, а также оценочных и методических материалов.
1.9.2. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебного материала, иных видов учебной деятельности.
1.9.3. Направленность образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников и требования к результатам освоения Программы.
1.10.Содержание образования по дополнительному образованию детей определяется дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми МБДОУ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.11. Дополнительная общеразвивающая программа — документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;
II. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ.
2.1. Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с этим содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:
быть направлено на решение следующих задач:
III. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
3.1. Структура Программы выглядит следующим образом:
3.2. На титульном листе рекомендуется указывать:
3.3. В пояснительной записке к Программе следует раскрыть:
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.).
3.4. Учебный план Программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
Количество занятий в год:
- аудиторных на период с сентября по май при нагрузке 1 час в неделю –36 часов, 2 часа в неделю – 72 часа;
3.5.Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.
Методическое обеспечение Программы - (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
3.6. Планируемые результаты — требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение — с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.
Результатом обучения воспитанников по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа кружков, студий, улучшение показателей адаптации в обществе, участие студий, кружков и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.
Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: итоговое занятие, итоговый концерт, наблюдение за деятельностью детей, собеседование, олимпиада, конкурс, соревнование.
3.8. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, место издания, издательство, год издания.
3.9. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д.
IV. Контроль
4.1. Ответственность за полноту и качество разработки Программы возлагается на ответственных специалистов.
4.2. Ответственность за полнотой реализации Программ возлагается на заведующего, заместителя заведующего по УВР.
V. Хранение программ
5.1. Программы хранятся в методическом кабинете МБДОУ, а так же у педагогов, реализующих программу.
5.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.
21.12.2024